Архитектура
Ролик «О храме»
История храма Святой Троицы в с. Горбачиха начинается с 17 века. Сменяя друг друга на этом месте стояли разные деревянные церкви. По преданию, церковь была построена на месте явления иконы Мученицы Параскевы-Пятницы. После постройки в 1849 году ныне существующего каменного храма Святой Троицы с приделами Рождества Божией Матери и Параскевы–мученицы, в честь одного из приделов, храм в народе называется Пятницким или Десятая Пятница (Параскева значит пятница»).
29 июля 1839 г. прихожанин Параскевиевской у речки Березовки церкви д. Горбачихи крестьянин Онисим Иванов направил митрополиту Московскому Филарету прошение:
«С дозволения Вашего Высокопреосвященства заключено мною в ноябре 1834 г. с священнослужителями Богородской округи Параскевиевской у речки Березовки церкви условие о содержании в течении 12 лет Погостной церковной земли, отстоящей от церкви в 30 саженях под постоялым двором с ежегодною в церковь платою по пятидесяти рублей. Ныне по данному дозволению на постройку вместо существующей деревянной церкви вновь каменной, священником оной Петром Ивановым, избранно для сей постройки место без согласия прочего причта и прихожан, близкое в расстоянии от моего дома, то я обязан буду все строение свое на нанимаемой мною земле находящееся снести на узаконенное расстояние от церкви, что без понесения убытков уничтожить не можно. А как для построения вновь предлагаемой постройки каменной церкви есть место в недальнем расстоянии от старой церкви, гораздо способнейшее для сего предмета, каковым и приходскими людьми оное найдено. То по сему Ваше Высокопреосвященство всепокорнейшее прошу, постройку предполагаемого вновь каменного храма на избранном одним священником месте остановить, а приказать по освидетельствовании через кого следует по общему всех священноцерковнослужителей с прихожанами согласию, назначить для сего другое и тем избавить меня от могущих быть при переносе существующих на нанимаемой мною земле строений убытков, в случае не возможности удовлетворить сей просьбе, благоволено бы было убытки обратить на законном основании на кого следует, по сему учинить Архипастырскую резолюцию».
Резолюция митрополита Филарета была следующей: «1-е Прошение оставить без действия, потому что написано на простой бумаге и потому что проситель не имеет права распоряжать местом для построения церкв и, а если прихожане избранным местом недовольны, то могут объявить о сем сами. 2-е. Подолгу предосторожности предписать местному благочинному наблюсти, чтобы место для построения церкви было избранно приличнейшее по согласию священника с прихожанами, а если встретится в сем какое сомнение, донести для рассмотрения».
Богородской округи благочинный Воскресенской что в с. Павлове, Вохне тож, священник Матфей Космин 23 августа 1839 г. писал: «Вашему Высокопреосвященству всепочтительнейшее рапортовать смею, что ведомства моего при Параскевиевской что у речки Березовки, церкви священник Петр Иванов с причтом по общему согласию избрали для построения новой каменной церкви опять то же место, которое одобрено господином архитектором Борисовым и мною, благочинным, яко приличнейшее и в котором никакого сомнения не встретилось, прилагаю при сем приговор относительно сего предмета учиненный священником означенной с причтом и прихожанами».
В 1839 году было начато строительство каменной церкви по проекту московского губернского архитектора Дмитрия Фомича Борисова (он стал одной из последних его построек (1788-1850 гг.). На месте алтаря деревянной церкви была построена каменная часовня, деревянная церковь же была продана в с. Гридино Егорьевского района. В храме был установлен пятиярусный иконостас, в пределах – трехярусные. Во владении церкви были несколько построек, что видно из клировых ведомостей 1868 года: «Причта издавна: один священник, дьячок и пономарь, а в 1779 году прибавлен диакон. Дома у священноцерковнослужителей собственные: у священника каменный, у диакона, дьячка и пономаря деревянные на церковной земле». Здание, принадлежащее церкви – «каменная сторожка, жиловая изба для выставки, сарай с весами для взвешивания дегтя, сбор за оное чинится в пользу церкви и причта». План местности 1886 года показывает, что южнее алтаря стояли два деревянных одноэтажных дома для священников, западнее – дом причетника, потом для дома для дьячков, еще два дома для причетников. На северо-западе от храма в ограде стояла каменная сторожка, за оградой деревянный дом просвирни и сарай, дровяной сарай расположен из северной стороны храма.
В 1889 г. по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина предполагалось расширение трапезной и постройка колокольни. В пояснительной записке к проекту архитектор В. Грудзин писал:
«В июне месяце минувшего года представлен был в Строительное отделение и утвержден оным проект на сломку старой тесной трапезы с колокольней и пристройку новой обширнейших размерах, в соответствии с многолюдством прихода. Но, по случаю невозможности произвести такую большую постройку в короткое время, в виду крайних неудобств от прекращения зимнего богослужения на одну, а может быть на две зимы, за сломкою старой трапезы — прихожане этой церкви вынуждены в настоящее время, сломав колокольню, оставить старую трапезу о 5 окнах и ограничиться лишь удлинением ее на 3 окна, затем построить вновь колокольню с галереей, предназначенной для сбережения запасного места на случай будущего распространения трапезы. При разбросанности селений и отдаленности их от приходской церкви нередко благовест приходской колокольни, в которой колокола не очень высоко, бывает не слышен для многих прихожан, для устранения этого крупного неудобства, имеющего места в данном случае, церковный староста с причтом и прихожане убедительно просили увеличить высоту предполагаемой колокольни противу первоначального проекта, отчего нужно было по необходимости увеличить и самую площадь основания ее. По незначительности парусных сводов, предположенных в новой трапезной пристройке, не предвидится никаких затруднений в их кладке, что же касается новой колокольни, то по случаю песчаного грунта(хотя довольно плотного), приняты будут надлежащие меры для обеспечения прочности фундамента, а именно : в подошве будут положены самые крупные плоские камни, и кладка бутовая будет производиться под лопатку- для большей устойчивости колокольни- в обоих верхних ярусах, кроме обычных железных связей, будет употреблена покладная плита из квадратно-аршинного белого камня. В пробивке двух арок в старой стене трапезы также не представляется никакой опасности, ибо своды в старой трапезе коробовые и потому примыкают к пробиваемой стене, не производя никакого давления…»
В 1911 г. в д. Горбачиха Теренинской волости Богородского уезда, по проекту архитектора Ивана Михайловича Васильева (1861-1918), много строившего в Богородском уезде, была построена столп-часовня. 4 июля 1911 г. Московская Духовная консистория направила письмо: «В Строительное отделение при губернском правлении. Препровождая при сем на двух листах чертежи на постройку каменного часовенного столба в д. Горбачиха, Богородского уезда. Московская консистория покорнейше просит уведомить, можно ли по означенному чертежу разрешить постройку часовенного столба…». Строительное отделение на консисторском письме наложило резолюцию: «в техническом отношении препятствий к постановке часовни не встречается».
Священнослужители Храма Святой Троицы
В 1850 году в храме Пятницкого погоста служил священник Петр Иванович Виноградов-Платонов, родился он в Московской губернии, сын священника, обучался в Московской Духовной семинарии, а потом в Московской академии, по окончании которой определен инспектором Московского Спасо-Андроньевского училища и учителем по классу латинского языка, священной истории и катехизиса. По увольнении в Епархиальное ведомство митрополитом Филаретом рукоположен во священника к Вознесенской церкви г. Воскресенска, затем переведен ко храму Пятницкого Березовского погоста. Прибавление к фамилии – Платонов — свидетельствовало об отличных успехах при учебе в Вифанской семинарии или академии и получении стипендии, учрежденной митрополитом Платоном (Левшиным)). В это время о. Петру Виноградову – Платонову было 52 года. Жена Евдокия Михайловна, 41 год. Дети — Мария, Алексей, Пелагея, Илларион, Иван. Тот самый «Петр Иванов» из переписки митрополита Филарета и благочинного по поводу выбора места для построения каменной церкви.
В клировой ведомости за 1868 год о причте Параскевиевской, что при речке Березовке, церкви сообщается: «Священник Алексий Михайлов Воронцов, 34 лет, родился в Московской губернии из духовного звания, сын дьячка, обучался в Московской Духовной семинарии наукам богословским, философским, словесным, математическим и историческим. Языкам латинскому и греческому. По окончании курса наук с аттестатом второго разряда в 1858 году и по увольнении в Епархиальное ведомство определен во священника на настоящее место в 1859 году. В семье у него: жена Пелагея Петрова, 30 лет, сын Михаил, 5 лет».
В клировых ведомостях за 1887 год Церкви Святой Мученицы Прараскевы у речки Березовки записано: «Причта положено издавна один священник, дьячок и пономарь. В 1869 году прибавлен диакон, в 187 диаконская вакансия была прикрыта, в 1784 году диакон определен по приговору прихожан, по которому и получал по десять копеек с каждой ревизской души пользовался из общей кружки по равной с причетниками доле, а в 1885 году утвержден в штатного диакона указом консистории».
Диакон Кирилл Васильевич Березовский 53 лет, дьячок Петр Алексеевич Орлов, 35 лет. Пономарь Михаил Васильевич Морозов, 51 год.
В 1883 году в семье диакона Пятницкой у речки Березовки церкви, Андрея Петровича Морозова, родился сын Иосиф, который после окончания Заиконоспасского Духовного училища, поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1909г. В1900-х гг.в Параскевиевской у речки Березовки церкви все еще служил диакон Андрей Петрович Морозов. Его сын Антонин (род. 1883) в 1899 году окончил Донское Духовное училище, и в 1905 году Московскую Духовную семинарию.
В 1887 году в причте церковном состояли: священник Михаил Алексеевич Воронцов, диакон Андрей Петрович Морозов, 40 лет, псаломщик Петр Алексеев Орлов, 53-х лет, псаломщик и Иван Иванов Карпов, 31 год, просфорница Анна Семенова, 54-х лет. Заштатные и сиротствующие: служивший при сей церкви: пономарь Михаил Васильев Морозов, 70 лет, тесть псаломщика. Его сын Алексий Морозов, 23 лет, состоит священником Богородского уезда Преображенской, что в с. Савине, церкви. Служившего в сем причте священника Алексия Михайлова Воронцова жена вдова Пелагея Петрова, 53 лет, мать священника, теща диакона. На содержании сына.
После Андрея Морозова диаконом в храме Березовского погоста служил Дмитрий Холин, в 1910-х гг. переведен к церкви Павловской слободы Звенигородского уезда. Его сын Александр (родился в 1889 г.) в 1906 г. окончил Звенигородское Духовное училище и в 1912 году Московскую духовную семинарю. В 1892 году, трудами и заботами священника Михаила Воронцова, была основана Пятницкая церковноприходская школа в Пятницком погосте, близ станции Дрезна. Отец Михаил стал ее заведующим. В начале своего существования школа была довольно многолюдной, но с течением времени, с открытием в приходе земской и трех церковноприходских школ, количество учащихся в ней сократилось до 50человек. Попечителем школы состоял крестьянин Кондаков. С 1906 году законоучителем Дрезненской школы при фабрике Зимина Богородского уезда был священник Николай Васильевич Павлов. Он окончил Коломенское Духовное училище, Московскую Духовную семинарию (со званием студента), с 1903 года был учителем Запонорской церковноприходской школы Богородского уезда. В 1904 году рукоположен к Троицкой церкви с. Юркино (Богородского уезда). С 1905 года — заведующий и законоучитель Юркинской церковноприходской школы. С 1912 года священник Николай Павлов перемешен в Коломну, в Успенский собор. С 1913 г. законоучитель Новоголутвинской церковноприходской школы, был священником Коломенского собора (с 1912 г.), а с 1916 г.- Спасо — Преображенской церкви в Коломне (разрушена в советское время). С 1913 года состоял временным членом Коломенского отделения Московского епархиального училищного совета. С 1914 года состоял законоучителем двухклассного Министерского училища при Коломенском машиностроительном заводе.
В «Ведомости о церкви Святыя Мученицы Параскевы, стоящей Богородского уезда, у речки Березовки» за 1907 года записано: «… в 1896 г. открыта вторая штатная священническая вакансия. Земли, принадлежащие сей церкви: усадебной 1 десятина 1574 кв.сажени, под кладбищем 4 десятины 945 кв. сажен, под дорогами 1 дес. 1703 кв. сажени, под половиной р. Березовки 1300 кв. сажен, пахотной 33 дес. 1030 кв.сажнен, сенокосной- 27дес. 2340 кв. сажен, поросшей лесом- 15 дес. 116 кв. сажен, неудобной под кочками- 36 десятин, после срубки леса – 45 десятин, всей земли- 171 дес. 2008 кв. сажен. Священники и псаломщики свою часть земли отдают в наем, а диакон владеет сам… Дома у церковнослужителей собственные. В 1902 г., с разрешения начальства, для поправки и необходимых принадлежностей при доме священника Михаила Воронцова, было разрешено вырубить 287 корней. В 1897 г. для постройки сеней и двора при починке дома священника Архангельского вырублено 300 корней, для постройки дома и поправки дома диакона — 200 корней, для поправки двора псаломщика Карпока -100 корней. В 1876 г. для поправки диаконского двора — 100 корней, на переднюю и заднюю избы при пономарском дворе в 1849 г. -153, и на кровлю для дома в 1863г. — 25 корней… Причтовый капитал 6864 руб. 10 коп. От арендуемого участка земли в две десятины ежегодно получается 100 руб… Отдел ведомости «о притче означенной церкви» имеет графы: 1) Кто именно, где родился, из какого звания происходит; 2) где и чему обучался, кем и в какой чин произведен, и к какому месту; 3) какие проходил и проходит особенные должности, когда чем был награжден и кого имеет в семействе; 4) Есть ли недвижимое имение: у самого, у родителей, или жены, и какое именно; 5) Кто как знает чтение, пение, катехизис, из ученых, кто сколько в год проповедей говорил: о. Михаил Воронцов- 21. 6) Кто какого поведения: а дети, обучающие в училищах, как вели себя во время отпусков в доме. 7) Кто кому в каком родстве. 8) Кто когда за что был судим».
В приход храма входили деревни Горбачиха, Киняево, Бяльково, Рудино, Малиново, Большое и Малое Кишнево, Коровино. Всего 2060 православных. Раскольников поповцев в Малом Кишневе было 25 человек, в Коровине — 540 (православных в Коровине было всего 24 человека), безпоповцев в Малом Кишневе было 15 человек.
Закрытие храма
10 апреля 1953 года храм Святой Троицы был закрыт. Со временем приход пришел в запустение, что привело к значительному разрушению основной части храма и близлежащей территории.
В 1991 году возобновилась церковная жизнь в г. Дрезна и д. Горбачихе. Настоятелем храма о. Сергием Захаровым в колокольне и притворе устроен временный храм.
Наше время
14 мая 2009 года, указом правящего Архиерея Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия протоиерей Павел Назаров, ранее служивший вторым в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Саурово-Уполозы Павлово-Посадского благочиния, назначен настоятелем Троицкого храма города Дрезна Орехово-Зуевского благочиния. Начались восстановительные работы.
8 января 2017 года, указом правящего Архиерея Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия иерей Игорь Савёлов, ранее служивший в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, назначен настоятелем Троицкого храма города Дрезна Орехово-Зуевского благочиния. При нем был восстановлен главный предел храма, а также продолжаются работы по реставрации колокольни и территории храма.
В тексте использованы материалы книг Олега Пэнэжко «Очерки по истории веры и быта Орехово-Зуевского края», «Храмы Орехово-Зуевского района ч.1, ч.2».